13 июня в поселке Бурмакино прошел семинар, посвященный роли учебно-опытного участка школы в подготовке социально-ориентированной личности.
Мероприятие, организованное «Дворцом творчества — Мемориал», объединило директоров школ и педагогов из разных районов области.
Площадка для встречи была выбрана не случайно, ведь именно участок Бурмакинской школы на протяжении многих лет считается одним из лучших в области. В новое здание школа переехала 35 лет назад. Здесь сразу была построена большая отапливаемая теплица и заложен дендрарий. Александр Гонин, руководивший в то время школой, с учениками и педагогами раскапывали первые грядки, привозили саженцы самых разных деревьев, ставили научные эксперименты.
О трудовом воспитании здесь не забывали никогда. Елена Кашина, сменившая на посту Александра Васильевича, не просто сохранила участок и теплицу, но и вывела проект на новый уровень. Педагоги и родители полностью поддерживают инициативу руководства и считают, что для детей, живущих в сельской местности, важно уметь держать в руках лопату и знать, как ухаживать за огородом.
– Средства, которые выделяют школам, целевые, – рассказывает Елена Кашина. – Мы не можем их потратить на семена и саженцы. Конечно, приносим свой посадочный материал. Но этого мало, ведь всегда хочется попробовать новые сорта. В этом нас уже более 10 лет выручают депутат Госдумы Олег Валенчук и Союз садоводов России. Каждую весну в рамках движения «Юный садовод» мы получаем комплекты семян овощей и цветов, вместе высаживаем яблони в рамках движения «Сады Памяти», проводим праздники урожая, участвуем в конкурсе «Украсим Родину цветами».
В школе с. Бурмакино любовь к земле детям прививают не только на уроках биологии и во время 5-й трудовой четверти. Учебно-опытный участок красной нитью проходит через весь учебный процесс, что гостям продемонстрировали учащиеся.
Четвероклассники предложили взрослым решить задачу, где требовалось проявить гибкость ума и определить вес тыквы, капусты и лука. Участники семинара – директора и педагоги с огромным стажем – засомневались в правильности своих ответов. Ведь получалось, что луковица весит 8 кг, капуста – 15, а вес тыквы перевалил за отметку 200 кг. Но дети тут же показали фото, привели факты, и оказалось, что в природе случаются и такие чудеса.
Старшеклассникам же знания, полученные на пришкольном участке, помогают в написании научных работ и приносят победы на олимпиадах. Этот опыт высоко оценили педагоги других школ и пообещали внедрить в своей работе.
В этом году «Дворец творчества — Мемориал» проводит традиционный областной смотр-конкурс учебно-опытных участков совместно с Союзом садоводов России. При оценке школ учитывается не только площадь участка и количество выращенных на нем овощей, но опытническая и исследовательская работа, а также образовательная деятельность. Победителей ждут грамоты и ценные призы.
К сожалению, территории многих учебных заведений позволяют сегодня разбить лишь небольшие цветники. Для овощей — банально нет места.
– В Госдуму внесен законопроект, который предполагает ввести обязательное участие школьников в общественно-полезном труде, – отметил председатель Союза садоводов России Олег Валенчук. – Эта инициатива получила широкий отклик в педагогической среде. Недавно учителя обратились ко мне с просьбой уделить особое внимание школьным учебно-опытным участкам, законодательно закрепить их статус, чтобы дать возможность детям получать навыки работы на земле. Эти идеи обязательно будут учтены при работе над законопроектом, и общими усилиями мы сможем сделать его более совершенным. А опыт школы Бурмакино, я уверен, может стать достойным примером для системы образования всей страны.